4 столпа обучения - Franco

4 столпа обучения

Сколько ножек у вашего стула?

Предположу, что четыре. Так вот, чтобы выучить иностранный язык, у вашего “стула” тоже должно быть четыре ножки! Станислас Деан, исследователь в области нейронаук и преподаватель Коллеж де Франс выделяет 4 фактора быстрого и качественного запоминания. 

  1. ВНИМАНИЕ. Оно избирательно, это фильтр, и большинство сигналов мозг игнорирует именно для того, чтобы сконцентрироваться на том, что он считает важным. Исследования префронтальной коры показали, что человек не может выполнять две задачи одновременно, он просто очень быстро переключается. Эффект бутылочного горлышка делает так, что второстепенные стимулы игнорируются. Видели забавный эксперимент, где сосредоточенные на чем-то своем участники не видят гориллу, которая танцует среди них? Признаюсь, что иногда чувствую себя танцующей гориллой, когда с виду взрослые люди залипают в телефоне на уроке. Так что для того, чтобы выучить язык, недостаточно записаться на курс, купить тетрадку и включить Zoom, нужно еще сознательно направить свое внимание на предмет обучения и на время занятия исключить другие занятия. 

Развитию внимания способствуют: 

– медитация

– тренировка мелкой моторики

– игра на музыкальном инструменте

2. АКТИВНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Пассивный организм не обучается. Кажется парадоксальным, но человек учится лучше, когда знания менее доступны. Я, например, за то, чтобы использовать только французские учебники, и чтобы с первых уроков говорить без языка-посредника. Когда человек сам добыл знания, они остаются. 

Активная вовлеченность подразумевает и то, что, изучая язык, человек начинает сразу что-то на нем делать. Это называется approche actionnelle, которая пришла на смену коммуникативному подходу. Мы учимся заказывать круассан с кофе, покупаем билет, проходим собеседование, то есть помним о внеязыковой цели. 

Когда человек начинает сразу использовать то, что выучил, он навсегда запоминает. Я рекомендую, выучив два-три словосочетания, ставить себе цель на ближайший урок обязательно вставить их в свою речь. И это работает! 

Знаете закон Парето? 80 % усилий дают 20 % результата. Как учиться эффективно? Накануне я начала рассказывать о 4 столпах обучения по Станисласу Деану, исследователю в области нейронаук и преподавателю Коллеж де Франс. Сегодня продолжаю. 

3. ОШИБКИ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Многие из нас вздрагивают при слове “ошибка”. Пора это менять. Философ Гастон Башляр говорил: “Мы узнаем, сопоставляя новое знание со старым, разрушая неправильно сформированное знания, преодолевая то, что в самом разуме строит препятствия”. 

Обучение начинается тогда, когда сигнал об ошибке показывает, что предположение, выдвинутое нашим мозгом, несовершенно. Обучения нет, когда все предсказуемо. 

Нейронауки показывают, что

  • Ошибка и неуверенность нормальны и необходимы.
  • Наказания за ошибку только увеличивают страх, стресс, чувство беспомощности. Наказание несовместимо с обучением. 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Это переход от сознательного владения темой к бессознательному. Когда мы что-то учим, говорим медленно, и это может нас печалить. Но эта стадия неизбежна, поскольку тогда на полную мощность работает наша префронтальная кора, и создаются нейронные связи. Когда же мы стали знатоком какой-то темы, нам уже не надо задумываться, и префронтальная кора освобождается для новых знаний. 

Это все равно, что научиться ездить на велосипеде. У нас вырабатываются автоматизмы, и мы не задумывемся, как держим равновесие и крутим педали. Чтобы достичь такого же автоматизма в языке, нужно регулярное повторение. Лучше заниматься по 15 минут каждый день, чем полтора часа раз в неделю. 

Не менее важен крепкий сон. По словам Станисласа Деана, сон способствует

  • запоминанию
  • обобщению
  • выведению закономерностей

Итак, залог успеха в двух словах: Я концентрирую внимание на том, что изучаю здесь и сейчас – проявляю любознательность, ищу ответы на вопросы и сразу использую знания – радуюсь ошибкам, воспринимая их как обратную связь – регулярно повторяю то, что узнал. Станислас Деан говорит, что чтобы запомнить какую-то тему, нужно три повторения, так что сохраните этот пост в закладки, чтобы еще вернуться к нему.

Похожие статьи

Rentrer, retourner, revenir

Думали, что все три глагола значат “вернуться”? Это правда, но неполная. В языке редко бывают абсолютные синонимы, а, значит, нам надо разобраться в нюансах.  Во всех трех глаголах есть…